Статья впервые была опубликована 11 мая 2014 года на сайте «Для тебя». 6 июля 2015 года статья была удалена по невыясненным причинам. Публикую для восстановления статей.
В последнее время Украина все больше и больше погружается в гражданское противостояние. Более 100 погибших жертв Майдана не стали последними жертвами в стране. В марте произошел захват Крыма Россией. Десятки людей погибли в Одессе из-за столкновений евро- и антимайдановцев.
Также десятки людей погибли в ходе антитеррористической операции в Донецкой области. В ходе этой операции происходят вооруженные столкновения войск Украины с народными ополченцами, которых украинские СМИ называют террористами и сепаратистами.
Какой в этой ситуации должна быть позиция украинских христиан? Стоит ли брать в руки оружие? И если стоит, то на чьей стороне сражаться — украинской армии или ополчения Юго-Востока? Какой выбор сделать исходя из Слова Божьего?
В первую очередь, следует знать, что Библия однозначно осуждает насилие и убийство. Одной из главнейших заповедей, данных Богом человеку, является заповедь «Не убивай» (Исх 20:13). Эта заповедь была дана израильтянам через Моисея еще в Ветхом Завете.
В Новом Завете Иисус придает еще большее значение тому, чтобы Его ученики не брали в руки меч и не убивали. К примеру, когда Иисуса схватили для казни, Петр выхватил меч и готов был его применить, но Иисус сказал ему этого не делать: “ибо все, взявшие меч, мечом погибнут”(Матф 26:52).
Когда сыновья Зеведеевы предлагали низвести огонь на самарян за то, что они их не приняли, Иисус ответил: “Не знаете, какого вы Духа” (Лук 9:55).
Отношению к насилию посвящены и другие заповеди. «…кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Матф 5:39), «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим 12:21).
В то же время, существуют ситуации, когда христианин не может обойтись без насилия. Например, если какой-то бандит хочет убить одного или нескольких людей, а христианин может его остановить, то правильно будет сделать это. Заповедь «подставь другую щеку» в данном случае не действует. Ведь если не остановить преступника, то он убъет людей и христианин, который не помешал этому фактически станет соучастником убийства. А это грех, так как Бог сказал: «Не убивай».
Конечно же, если возможно, лучше обезвредить преступника без убийства, причинив ему минимальный вред. Но если убийство — это единственный способ остановить еще большее кровопролитие и еще большее количество жертв, то долг христианина сделать это. Бездействие в данном случае — это соучастие в убийстве и нарушение (еще большее) заповеди «не убивай».
Но это — частный случай. А как быть в случае войны? Идти ли христианину в армию? Участвовать ли в войнах, где убивают тысячи и даже миллионы людей?
В первую очередь, стоит сказать, что армия и военная присяга, которую военные дают — это не самый лучший вариант для христианина. В Библии сказано: «А Я говорю вам: не клянись вовсе… Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». (Матф 5:34-37).
Поэтому произношение клятв и присяг — нарушение данной заповеди. Кроме того, Слово Божье должно оставаться для христианина наивысшим авторитетом. Но что делать, если приказ командира противоречит Библии? Особенно, если воин-христианин дал клятву исполнять приказы без обсуждения? В таком случае очень трудно будет остаться верным Слову Божьему.
Конечно же, в Библии, в частности в Новом Завете, есть несколько примеров благочестивых воинов. Например, это воины, которые приходили к Иоанну Крестителю (Лук 3:14). Или сотник Корнилий, который стал христианином и получил дар Святого Духа несмотря на воинскую службу. Причем ни Иоанн Креститель, ни ап. Петр не призывали воинов и Корнилия оставить воинскую службу после покаяния, как какое-то греховное занятие. Следовательно, служба в армии не является грехом.
Но нигде в Новом Завете нет также и призывов записываться в армию.
Пожалуй, лучше всего отношение к армейской службе со стороны христианина может охарактеризовать следующее место Писания: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся… Вы куплены дорогою ценою: не далайтесь рабами человеков» (1Кор 7:20).
И воины, которые приходили к Иоанну Крестителю и сотник Корнилий были призваны, находясь в армии. Поэтому они должны были «оставаться в том звании, в котором призваны». В то же время, когда человек дает присягу и обещает беспрекословно выполнять приказы командира, то это его связывает и ограничивает свободу. Может не так сильно, как рабство, но все же военный человек менее свободен, чем гражданский.
Поэтому заповедь «если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся» может относиться не только к рабству, но и к воинской службе, что более актуально в наше время.
Итак, по отношению христианина к воинской службе, можно сделать следующие выводы:
1. Воинская служба не является грехом, но ограничивает нашу свободу, и не является «лучшим» для большинства христиан в большинстве ситуаций.
2. Христианам не следует стремиться стать военными, если есть законная возможность избежать этого. Нельзя давать клятву при присяге.
3. Христианам-военнослужащим можно оставаться в своем «звании», в котором они были призваны, но если есть законная возможность уйти из армии — то лучше этим воспользоваться. Не стоит быть «рабом человеков». Тем же воинам-христианам, которые остаются в армии, нельзя нарушать Слово Божье, даже если это приказ командира.
Такова воля Божья для нас, как для христиан в отношении воинской службы. Но как себя вести в случае начала войны? Ведь в таком случае в армию призывают всех — и тех, кто хочет воевать и тех, кто не хочет. Может ли вообще христианин участвовать в войнах?
Считаю, что Слово Божье разрешает христианам участвовать в войнах, но не во всех. Такое участие допустимо в исключительных случаях.
Например, во время Второй Мировой войны Германия напала на СССР. Согласно фашистской идеологии, евреи и славяне были представителями низших рас по сравнению с немецкой расой, а потому подлежали уничтожению. Первые действия фашистов подтверждали на практике это лжеучение, так как они тысячами уничтожали и евреев, и славян.
Оставаться равнодушным в такой ситуации для христианина было бы большим преступлением, чем дать вооруженный отпор фашистам, даже ценой их гибели. Данная ситуация аналогична частному примеру, когда следует обезвредить преступника, чтобы спасти таким образом жизни других людей.
Но есть и другие примеры войн, в которых участие христианина, наоборот, недопустимо. Например, в 1979 г. СССР вторгся в Афганистан. Мотивом была смена афганского руководства.
Эта война привела к тысячам жертв, как среди советских воинов, так и среди афганцев. Стоило ли христианам участвовать в такой войне на стороне советских войск? Ответ однозначный — конечно же нет. Точно так же недопустимым было участие христиан в американской армии во время атак на Вьетнам, Югославию, Ирак, Ливию.
Христиане могут участвовать в войне для защиты людей, а не ради каких-то политических, идеологических, националистических идеалов.
Возвращаясь к ситуации в Украине, стоит сказать, что так называемая антитеррористическая операция, проводимая властями, является ничем иным, как гражданской войной. Народ никогда не поддерживает террористов, но на стороне ополченцев Луганской и Донецкой области однозначно выступают местные жители. Люди приносят им еду, помогают медикаментами, сооружают баррикады. Мирные жители блокируют передвижение украинской военной техники и просят украинских солдат не убивать их детей, мужей, и отцов, которых украинские СМИ называют сепаратистами, боевиками и террористами.
Донецкие и луганские милиционеры зачастую не выплняют приказов из Киева и помогают протестующим. Представители луганских и донецких местных властей просят киевские власти прекратить антитеррористическую операцию. Все это очень не похоже на борьбу с террористами. Скорее, это напоминает вторжение СССР в Афганистан, при котором местное население было не на стороне советских войск.
По этой причине, участие христиан на стороне украинских войск и спецподразделений в так называемой антитеррористической операции не оправдано и не допустимо.
С другой стороны, заповедь «нет власти не от Бога» (Рим 13:1) в полной мере касается и нынешней украинской власти, которую также поставил Бог. Соответственно, борьба против власти в Луганской и Донецкой области является ничем иным как мятежом, что также является грехом. Поэтому участие христиан на стороне ополченцев юго-востока также недопустимо.
В целом, происходящее в Украине можно охарактеризовать как гражданскую войну, в которой разные стороны конфликта поддерживают, с одной стороны ЕС и США, а с другой — Россия. Гражданские войны приводят к нелепой гибели большого числа людей. Участие в таких войнах не защищает людей, а приводит к еще большим жертвам. Участие в гражданских войнах христиан не допустимо и не оправдано.
Христиане Украины не должны брать в руки оружие и участвовать в том противостоянии. которое в нашей стране разворачивается. Гражданская война — худшая из войн, когда брат восстает на брата, а дети — на родителей. Участие христианина в гражданской войне на Украине также не допустимо и ничем не оправдано.
Христиане Украины, вопреки призывам христианина-и.о. президента Турчинова, не должны брать в руки оружие. Только так мы сможем по-настоящему быть миротворцами для нашей земли, к чему и призвал нас Господь Иисус Христос.
P.S. Дополнено 2.08.2014г:
1. Не имеет ни смысла, ни значения война за территорию. Для обычного, рядового гражданина нет никакого значения то, какой размер территории его страны. К примеру, в Европе есть большие страны (Франция, Польша, Испания) и есть маленькие страны (Монако, Лихтенштейн, Люксембург). Причем, уровень жизни в маленьких странах ничуть не ниже и не хуже, чем уровень жизни в больших странах.
Размер территории страны имеет значение для олигархов, которым в больших странах легче обогащаться. Войны за территорию важны для стран-империй, решающих за счет других свои геополитические интересы.
2. Не имеет ни смысла, ни значения война за национальные ценности – язык, культуру, флаг, герб, гимн и т.п. Все это вместе взятое не стоит ни одной человеческой жизни. Об одном кающемся грешнике радуются небеса, говорится в Слове Божьем. Ничего подобного в Библии и близко не говорится об украинском, русском или другом языке или других национальных символах или культуре. Все это – временно и будет упразднено.
3. Не имеет ни смысла, ни значения война за экономические ценности и “лучшую” жизнь. Само это утверждение абсурдно, так как война очень быстро подрывает экономику, уничтожает инфраструктуру, распугивает инвесторов. Физически уничтожает трудоспособное население, приводит к тысячам беженцев, что пагубно для экономики.
Вывод: не имеет ни смысла, ни значения война на Донбассе. Этой бойне нет никакого разумного оправдания, только лишь одно нарушение заповеди “не убий”. В таких войнах не участвовал ни Иисус, ни апостолы, ни первые христиане. К таким войнам нет ни одного призыва ни в Евангелиях, ни в Деяниях, ни в Посланиях. Нигде в Новом Завете.
Участие христианина в войне на Донбассе недопустимо и не имеет никакого оправдания.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Хотите правду за медяк? Свободу с порохом едят
И умываются в крови холоднокровно...
Европа-дура с нас смеется, безусловно!
Когда колотится, как бешенный, народ на площадях...
Архимандрит Даниил (Сарычев) - Девятова Светлана 8 сентября 2006 года в 22 часа 45 минут мирно отошел ко Господу старец Даниил, старейший насельник московского Донского монастыря архимандрит Даниил (Сарычев).
В конце апреля 2006 года мне посчастливилось встретиться с архимандритом Даниилом. (К старцу Даниилу уже почти никого не пускали, после болезни он был очень слаб.) К весне 2006 года книга о православных старцах уже была сдана в московское издательство «Артос-Медиа», мы приступили к работе над второй частью о православных старицах. Рассказывая о схимонахине Любови, мы планировали упомянуть и о том, что блаженная старица Любовь в 1995 году встречалась с архимандритом Даниилом, хотелось немного рассказать и самом старце Данииле. Отцу Дмитрию Шпанько удалось договориться о встрече, но в самый последний момент встречу отменили, но дозвониться до меня и сообщить об этом не смогли, поэтому 30 апреля я приехала в монастырь (заранее), но в назначенный час никого не встретила. Я долго молилась у раки Святителя Тихона, и уверена, что именно по молитвам святого, спустя 2 часа попала в келью старца Даниила, где, по милости Божией, удостоилась получить благословение великого старца, и разделить праздничную трапезу с ним и его духовными чадами.
Нужно признаться, что за три дня до этого, во время обострения язвенной болезни, я не могла вообще принимать пишу, укрепляла себя лишь святой водой, просфорой, да монастырскими сухариками. Старец Даниил благословил есть вместе со всеми, по послушанию съела всё и исцелилась. (В тот день вечером я ждала очередного приступа боли, но всё прошло, на утро я могла уже кушать всё спокойно.) Слава Богу, за всё!
Вечером 21 сентября 2006 года, когда очерк о старце Данииле был в основном готов, внезапно наступило полное изнеможение - долго молилась лёжа, когда силы начали возвращаться, встала, подошла к шкафу с иконами и ощутила благоухание. Благоухала в правом нижнем углу бумажная икона Донской Божией Матери, купленная примерно в конце1991- начале 1992 года в Донском монастыре. (На обратной стороне иконы было написано –«400 лет основания Свято-Донского Ставропигиального монастыря (1591-1991г.г.)». Эта бумажная икона и Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» (которую мне удалось в своё время приложить к чудотворной иконе), чудом уцелели во время пожара в 1995 году, когда от зажжённой свечи сгорели у меня дома на полке даже иконы приклеенные к деревянной основе. Взглянув на обратную сторону иконы, я вспомнила, как пятнадцать лет назад впервые пришла в Донской монастырь и подошла, как и все верующие, находящиеся около храма, к старцу Даниилу, который только что вышел из храма (в это время многие верующие устремились к нему и стали просить благословения). Благодарю Господа, что удостоилась встретиться со старцем Данилом вновь весной 2006 года.